Женщина, уверенная в своей красоте,
может убедить в этом всех других.
может убедить в этом всех других.
- Французская киноактриса
и фотомодель Бриджит Бордо о красоте
и фотомодель Бриджит Бордо о красоте
В своей статье «Влияние сказки на формирование женских сценариев» я рассказывала о проблеме современной женщины, о том, что стремительно меняющийся мир ставит перед женщиной совсем иные задачи, нежели он ставил сто, двести лет назад….. Все сложнее и сложнее скромной и неуверенной в себе женщине успешно продвигаться по жизни…. Проблема самооценки стала одной из причин внутренних и внешних конфликтов женщин. Гендерные роли все еще предписывают женщине второстепенное и зависимое поведение, указывая на то, что основная функция женщин – быть женой и матерью. Такие конфликты между требованиями времени и внутренними установками, сформированными передачей жизненного женского сценария от матери к дочери, не могут не отразится на самооценке женщины.
Все чаще психологи сталкиваются с проблемой неадекватной самооценки женщин. А между тем, адекватность самооценки - это степень ее соответствия реальной выраженности личностных качеств, проявляющихся в переживаниях и поведении. Это ее реалистичность. Она обусловливается качеством работы особого личностного механизма - внутреннего программиста и регулятора жизнедеятельности. Реализм в самооценке позволяет человеку строить более точные и более выполнимые планы, стремиться к более осуществимым целям и желаниям. Поэтому адекватность самооценки можно считать одним из показателей гармоничности личности, как отмечает российский психолог И.О. Мотков.
Женщина – хранительница домашнего очага, продолжательница рода, хранительница особой энергии жизни и тайн бытия, поэтому ей очень важно пребывать в гармонии духа и тела. Дисгармоничная самооценка женщины способна принести вред не только самой женщине, но и ее семье, ее детям и обществу. Словно цунами она может выйти из берегов и снести все на своем пути или наоборот, подобно застоявшейся воде может покрыться густой тиной, застыть без движения, засасывая глубоко на дно все, что к ней приближается... И только гармоничная женщина способна творить, дарить любовь и радость, наполнять энергией любви и света своих близких, тем самым, помогая им, продвигаться вперед к задуманным целям и мечтам.
Существует много методов коррекции женской самооценки. Сегодня мне бы хотелось рассказать о Сказкотерапевтическом методе коррекции самооценки женщин, в частности, о методе написания индивидуальной сказки. Во-первых потому, что самооценка закладывается в детстве, а сказки нас именно туда как раз и возвращают. Во- вторых, так просто человек не расскажет, почему именно самооценка у него такая низкая т.к. срабатывают защитные механизмы, которые тихо нашептывают «не выдавай тайны, это опасно!», а в сказке все понарошку, значит не страшно. И когда бессознательное понимает, что оно в безопасности, оно спокойно может нам «раскрыть все карты», правда в сказочной закодированной форме. А наша задача эти сказочные метафоры разкодировать, проанализировать и принять руководство к действию. И в третьих, сказки я очень люблю и изучаю сказкотерапевтические технологии вот уже более 12 лет.
И так, давайте попробуем разобраться как это работает. Вашему вниманию я представляю одну реальную сказкотерапевтическую работу по коррекции женской самооценки из своего сказкотерапевтического архива.
Ко мне за помощью обратилась красивая социально успешная кареглазая женщина 43 лет. Ее звали Марина, она постоянно попадала в ситуации, когда мужчины, которые были рядом, ее не ценили, не дарили подарков, зачастую попросту использовали ее, и в конечном счете, разрывали отношения. Опустошенная, с глубокой обидой в сердце Марина уже не верила, что сможет встретить своего мужчину и создать семью. В ходе психологического анализа мы обнаружили, что на самом деле, все мужчины как зеркала отражают ее низкую самооценку. На самом деле, это именно она, себя и не ценит, провоцируя своим поведением такое потребительское отношение мужчин к себе. И для того чтобы проверить эту версию, раскрыть проблему шире и запустить механизмы коррекции я предложила Марине написать сказку:
Сказка о том, как девица Марина сама себя оценила
В некотором царстве, в некотором государстве, жила-была девица Марина. Была она из обедневшего дворянского рода. Жила в своем поместье очень скромно, на жизнь зарабатывала целительством. Очень многим крестьянам помогала, спасала им жизнь, а они ей за это продукты носили. И считала она, что так ей и жить до старости одной, т.к. за крестьянина замуж выходить нельзя, а кавалерам дворянского происхождения она не пара. Значит так и будет она нести свой крест.
Дружила она только с крестьянами, учила их детей читать, писать, ремеслу рисования и вышивания. На балы не ездила, хотя приглашения всегда получала.
И вот однажды пошла она в темный лес за лечебными травами. Долго она шла, собрала уже почти все, что нужно и вдруг увидела за деревьями необыкновенное золотое свечение, и пошла в том направлении, откуда оно исходило. И увидела наша девица чистый голубой ручей из которого исходило золотое свечение. Подошла ближе, а на дне того ручья лежало зеркальце, которое необыкновенно сверкало в лучах солнца. Вошла наша Марина в воду, подняла зеркальце и взглянула в него. И что же она увидела?! На нее смотрела красивая кареглазая девица с благородными чертами лица в шикарном платье. «Да это же я!» - воскликнула Марина. И задумалась… Как же я живу? Почему не общаюсь с равными себе? Почему не ищу счастье? Кто меня заставляет хоронить себя заживо?!
И ответила себе, что никто не виноват в том, как она живет. Решила тогда девица вернуться к людям. Стала она ездить на все балы и блистать там благодаря своему уму и красоте. На одном их этих балов встретила она принца и влюбились они друг в друга с первого взгляда. А скоро и свадьбу сыграли. И стали они жить-поживать, детей рожать, жить в счастье, в миру и согласии.
И я там был мед пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.
Вот такую сказку написала Марина. И мы стали работать со сказкой: обсуждать насколько сказочные герои похожи на реальных людей и как сказочной героине удалось решить свои проблемы. Основным поворотным моментом в сказке является встреча с зеркалом. Зеркальное отражение заставило Марину задуматься над тем, как она живет, позволило задать себе исцеляющий вопрос: » Кто меня заставляет хоронить себя заживо?!» Говоря другими словами, Марина в сказке встретилась со своей проблемой лицом к лицу и поняла, что никто кроме ее самой не заставляет ее «нести свой крест», не заставляет ее «хоронить себя заживо». Марина посмотрела, что только она сама ответственна за свое счастье и только ей самой решать: продолжать ли ей «нести свой крест» или зажить полноценной счастливой жизнью. Больше нет злого рока, больше нет тяготеющих обстоятельств, есть только жизнь и движение вперед к свету, к успеху.
Читая, сказку Марины, вспоминается хорошо всем знакомая сказка А.С.Пушкина «Сказка о мертвой Царевне и семи богатырях», где царица каждый день поднимала себе самооценку, разговаривая со своим волшебным зеркальцем:
«Свет мой зеркальце!
Скажи, да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее ?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет;
Ты царица, всех милее,
Всех румяней и белее».
Скажи, да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее ?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет;
Ты царица, всех милее,
Всех румяней и белее».
И ведь не случайно А.С. Пушкин выбрал именно символ зеркала для поднятия самооценки горделивой Царицы. Зеркало – это символ воображения и сознания, имеющий способность отражать внешнюю реальность видимого мира. Также оно связано с мышлением, т.к. мышление для многих философов является инструментом самопознания. Зеркало связывают с символом воды и с мифом о Нарциссе. Давайте вспомним, древнегреческий миф о прекрасном юноше Нарциссе любимым занятием, которого, было самолюбование в отражении водной глади. Данный миф послужил основой для создания психоаналитической концепции о нарциссизме.
Таким образом, мы видим, что символ зеркала выступил помощником в процессе самопознания Марины, в познании своего Я-образа. Оказалось, что Марина думает о себе хуже, чем есть в реальной жизни, а ее бессознательное при помощи отражающего символа (зеркала) показало ей внешнюю реальность видимого мира, т.е. показало ей, что есть на самом деле, а не то, что есть в ее воображении.
Индивидуальная сказка имеет трансформирующую функцию и является продуктом бессознательного. Поэтому уже само написание сказки приводит бессознательные механизмы в действие, позволяет вытолкнуть из себя наболевшие проблемы и в легкой сказочной форме, совершенно волшебным образом их тут же и решить. Последующая же работа со сказкой позволяет осознать существующую проблему, ее истоки и увидеть пути решения этой проблемы. Сказка всегда дает энергетический толчок к изменению, однако дальнейшее зависит от самого человека, от его действий в реальной жизни. Ведь очень важно перевести сказочные образы в реальные персонажи и действия, иначе они так и останутся сказочными.
Возвращаясь к нашей сказке и к методам решения проблемы самооценки Марины, мы видим сказочную рекомендацию: посмотри на себя реальную, оцени себя по достоинству и почаще смотри в зеркало! На самом деле, разговор женщины с зеркалом, как в сказке Пушкина, очень полезное упражнение для поднятия самооценки и повышения настроения. Судите сами, разговор займет всего несколько минут, а настроение поднимет на весь день!
У этой истории счастливый конец. После работы со сказкой, Марина почувствовала уверенность в себе, своих силах и красоте и вот с такими мыслями, на следующий день после нашей встречи улетела отдыхать на Сейшельские Острова́. Новый взгляд на себя и окружающая красота лазурного океанского побережья позволили Марине почувствовать себя красивой и желанной женщиной, позволили вступить в новые романтические отношения. И теперь она каждый день слышит желанные слова: ты на свете всех милее, всех румяней и белее….но на этот раз, не от волшебного сказочного зеркальца, а от своего любимого мужчины!
Комментариев нет:
Отправить комментарий